
Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем докладе World Energy Outlook прогнозирует значительный рост потребления нефти и газа вплоть до 2050 года. Согласно этим данным, Соединенные Штаты сохранят за собой статус крупнейшего мирового производителя энергоносителей.
Ожидается, что спрос на нефть к середине века может достичь примерно 113 миллионов баррелей в сутки (mbbl/d), что на 13% превышает уровень потребления 2024 года.
Также МЭА предсказывает расширение мировых мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) примерно до 1,02 триллиона кубических метров. Рост мировых объемов СПГ прогнозируется с 560 миллиардов кубических метров (bcm) в 2024 году до 880 bcm к 2035 году и далее до 1020 bcm к 2050 году. Отмечается, что окончательные инвестиционные решения, принятые в 2025 году, позволят ввести в эксплуатацию около 300 bcm новых ежегодных экспортных мощностей СПГ к 2030 году.
В сценарии текущей политики (CPS) общее конечное потребление энергии будет увеличиваться приблизительно на 1,3% ежегодно в течение следующего десятилетия. МЭА прогнозирует рост мирового спроса на энергию примерно на 90 эксаджоулей к 2035 году. Стоит отметить, что МЭА впервые с 2019 года восстановило рамки текущей политики, поскольку национальные климатические планы на 2031–2035 годы оказались недостаточными для формирования пути, основанного на обязательствах. Агентство подчеркнуло, что его сценарии — это не прогнозы, а анализ возможных результатов при различных допущениях.
В сценарии заявленной политики, который включает предложенные, но еще не принятые меры, пик спроса на нефть ожидается около 2030 года. Одним из ключевых факторов, влияющих на эти прогнозы, названы темпы внедрения электромобилей (EV). В сценарии CPS доля рынка EV стабилизируется после 2035 года, поддерживая более высокое потребление нефти до середины века. При этом в сценарии заявленной политики продажи EV к 2030 году удваиваются и превышают 50% от всех продаж новых автомобилей примерно к 2035 году. МЭА также выделяет сценарий «чистого нуля», требующий масштабного внедрения технологий сокращения выбросов и удаления углерода для достижения углеродной нейтральности к 2050 году.
Агентство также предсказало рост спроса на электроэнергию со стороны центров обработки данных и искусственного интеллекта (AI), спрогнозировав мировые инвестиции в дата-центры на уровне 580 миллиардов долларов в 2025 году. Исполнительный директор МЭА Фатих Бироль отметил: «Если посмотреть на историю энергетического мира за последние десятилетия, то не было другого времени, когда напряженность в области энергетической безопасности затрагивала бы столько видов топлива и технологий одновременно — ситуация, которая требует того же духа и внимания, что правительства проявили при создании МЭА после нефтяного шока 1973 года». Он подчеркнул, что правительствам необходимо учитывать синергию и компромиссы с другими целями политики, такими как доступность, конкурентоспособность и изменение климата.
МЭА, финансируемое странами-членами, среди которых США являются крупнейшим донором, сталкивалось с давлением со стороны Вашингтона, призывающего сместить акцент на чистую энергию, как сообщает Reuters. Месяц назад МЭА уже прогнозировало избыток на мировом нефтяном рынке в 2026 году до 4 mbbl/d.